Святитель Димитрий Ростовский
Святитель Димитрий, в миру Даниил, родился в декабре 1651 года, в местечке Макарове, находящемся в сорока верстах (40 км) от города Киева. Отец его, Савва Григорьевич Туптало, из простых казаков, дослужился до звания сотника и остаток дней своих посвятил служению Церкви, приняв на себя обязанности ктитора Кирилловской обители. Он и его супруга Мария Михайловна были благочестивые люди и проводили добрую христианскую жизнь. Отец был постоянно отвлекаем от дома военными занятиями, поэтому отрок воспитывался преимущественно под руководством матери. С нежной любовью и похвалой отозвался о ней сам святитель по поводу ее кончины: «В самый великий пяток спасительныя страсти, мать моя преставилась в девятом часе дня, точно в тот час, когда Спаситель наш на кресте страждущий за спасение наше, дух Свой Богу Отцу в руки предал. Имела лет от рождения своего более семидесяти… да помянет ю Господь во Царствии Своем Небесном! Скончалась с хорошим расположением памяти и речью. О, дабы и мене таковой блаженной кончины Господь удостоил ее молитвами! И подлинно, христианская была ее кончина: ибо со всеми обрядами христианскими и с обыкновенными таинствами, бесстрашна, не постыдная, мирная. Еще же да сподобит ю Господь доброго ответа на страшном Своем суде, яко же и не сомневаюсь о Божием милосердии, и о ее спасении, ведая постоянную добродетельную и набожную ее жизнь. А и то за добрый знак ее спасения имею, что того же дни и того же часа, когда Христос Господь разбойнику, во время вольные страсти, рай отверзл, тогда и ее душе от тела разлучиться повелел». Под влиянием такой благочестивой матери отрок Даниил возрастал в страхе Божием и благочестии и укрепляясь в добродетелях.
Начальное образование Даниил получил дома. Родители обучили его читать, и когда Даниилу исполнилось 11 лет от роду, отправили его в Киевское Братское училище. Благодаря отличным способностям и пламенному усердию в занятиях, Даниил скоро стал преуспевать в науках и превзошел всех своих сверстников. Но, преуспевая в учебе, Даниил в то же время отличался и замечательным благонравием и рано обнаружил склонность к жизни созерцательной и подвижнической. Свободное от школьных занятий время он проводил в чтении Священного Писания, творений и житий святых мужей и в молитве. С особенным рвением посещал он храм Божий.
Пятнадцати лет от роду Даниил должен был оставить училище, которое в 1665 году, когда Киевом овладели поляки, потерпело совершенное разрушение и долгое время оставалось в запустении. Поэтому Даниил не мог окончить курса и должен был прекратить свои научные занятия, пробыв в школе всего три года.
Вскоре по выходе из училища Даниил испросил благословения у родителей и на восемнадцатом году своей жизни поступил в число братии Кирилловского монастыря. Игумен обители Мелетий (Дзик) давно уже знал Даниила, так как раньше был ректором Киевского училища. 9 июля 1668 года он совершил пострижение Даниила в иночество и нарек его Димитрием. Новопостриженный инок всецело поручил себя Воле и Промыслу Божьему. Строго и неуклонно стал он соблюдать все монастырские правила и ревностно в смирении и послушании проходил иноческие подвиги.
Не прошло и года после пострижения Димитрия, как по просьбе настоятеля он был посвящен в сан иеродиакона. В 1675 году 23 мая, в День Святого Духа, иеродиакон Димитрий принимает сан иеромонаха возложением на него рук Черниговского архиепископа Лазаря (Барановича). Познакомившись поближе с молодым иеромонахом, архиепископ Лазарь попросил отца Дмитрия поехать с ним в Чернигов и там в соборном храме нести послушание проповедника. Молодой и талантливый от Бога иеромонах согласился. Более двух лет отец Димитрий проповедовал в соборной и других церквах Черниговской епархии. Научая народ Закону Христову, он приносил большую духовную пользу всем своим слушателям и доставлял им великое наслаждение: живая и увлекательная речь его была растворена солью премудрости, так что все стремились его слушать.
Слава об иеромонахе Димитрии как о великом проповеднике быстро разнеслась, и обитель за обителью стали приглашать его к себе, чтобы воспользоваться его красноречивым назиданием. Ближайшим поводом к приглашениям послужило следующее событие. В июне 1677 года, движимый благочестивым усердием, отец Димитрий отправился из Чернигова в Новодворский монастырь для поклонения чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, писанной святым Петром, митрополитом Московским, и должен был остаться в Литве. В то время, когда прибыл святой Димитрий, в монастыре готовились к торжественному перенесению этой иконы из старой церкви в новую. Для этого прибыли епископ Белорусский Феодосий и настоятель Виленского Свято-Духова монастыря Климент. По окончании праздника Климент взял с собой Димитрия в свой монастырь. Более двух месяцев Димитрий пробыл в Вильно и произнес здесь две проповеди. Вскоре, однако, по просьбе епископа Феодосия святой Димитрий отправился в Слуцк.
Молодой иеромонах проповедовал в городских и окрестных храмах города Слуцка, просвещая народ истинами православной веры. Будущий святитель на погосте Свято-Троицкого монастыря собственноручно выкопал колодец.
Епископ Слуцкий и Солигорский Антоний. Колодец святителя Димитрия Ростовского в Слуцке >>
Четырнадцать месяцев неустанно трудился отец Димитрий в проповедовании слова Божьего в Слуцке. Доброго иеромонаха сильно полюбил и благодетельствовал ему ктитор Преображенского монастыря Иоанн Скочкевич. Отец Димитрий также глубоко уважал и любил своего благодетеля, прожил в Слуцке до самой кончины Скочкевича и почтил его память, сказав на погребение его проповедь.
Делом всей жизни святителя Димитрия было послушание Богу и Его Святой Церкви. Он прекрасно понимал всю строгость обета послушания, данного им при постриге в монашество, поэтому, нисколько не прекословя Священноначалию, в1684 году он принимает на себя великий подвиг по составлению житий святых.
Таким образом, добрый иеромонах Димитрий, однажды выкопав колодец в Слуцке для утоления жажды телесной, берется за строительство нового «колодца» для утоления жажды духовной. Двадцать лет потребовалось святителю, чтобы закончить труд по составлению житий святых — того духовного колодца, из которого и в настоящее время христиане черпают живительную воду для укрепления сил духовных.
В 1700 году святителя поставляют на Сибирскую и Тобольскую кафедру. Однако по состоянию здоровья архипастырь не увидел своей паствы. Но вскоре, в связи с кончиной митрополита Ростовского Иоасафа, святителя Димитрия назначают его преемником на Ростовскую кафедру. В Ростове митрополиту Димитрию было откровение, из которого он узнал, что именно здесь суждено ему окончить свою многотрудную и плодотворную жизнь.
Вся жизнь святителя была исполнением слов Спасителя: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Удивительно: как для Слутчины он явился новым Иаковом, ископавшим колодец с водой прохладной и приятной, так для всей православной Руси — источником «воды живой» (Ин. 7: 38).
Почил святитель Димитрий 30 октября 1709 года у себя в келии за молитвой, мирно отдав дух свой в руки Божии.