Крещенская вода в вопросах и ответах

20 января 2017

top.jpg

Что такое святая вода? Правда ли, что 19 января Господь освящает всю воду на земле? Верно ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи? На эти и другие вопросы отвечает клирик солигорского прихода храма великомученицы Варвары иерей Дмитрий Левчук. 

Что такое святая вода?

Святой водой в христианстве называют воду, освященную в церкви во время обряда водоосвящения. Водоосвящение, или водосвятие, бывает малое, совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое, совершаемое дважды в году — в сам день Богоявления (19 января по новому стилю), а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).

Что такое водоосвящение?

По учению Церкви, водоосвящение совершается для предания воде Божьего освящения и благословения — благодати Святого Духа. Изначально святая вода использовалась в Таинстве Крещения, где является внешним знаком невидимой благодати, передаваемой крещаемому.

Главный смысл

Употребление освященной воды в христианстве восходит ко II веку. Традиция ее использования связана как с библейской историей о Крещении Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями (Чис. 5:17).

«Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4:17)», — говорит святитель Кирилл Иерусалимский.

Применение святой воды

Христиане верят, что крещенская вода приносит духовное и телесное здоровье. Ежегодно в Крещенский сочельник у храмов выстраиваются длинные очереди верующих, которые приходят запастись крещенской водой на целый год. Главный смысл не в том, чтобы взять в эти дни воду, а в том, чтобы помолиться во время ее освящения, поприсутствовать на молебне, ведь Господь дает благодать для исцеления святой водой недугов именно по молитве.

В Православной Церкви святая вода имеет самое широкое применение как источник Божией благодати в таинственном освящении всех и всего. Через Крещение в воде люди освобождаются от первородного греха и соединяются со Христом, становясь новой тварью. Умирает человек — останки его и последнее обиталище, гроб, кропятся святой водой в напутствие в вечность, как и место упокоения — кладбище. Отправляется кто в путешествие — благословляется он окроплением святой водою. Перед начатием учения детей окропляют святой водой. И основание дома, и само жилище человека непременно освящается святой водой. В Церкви всё имеющее священное употребление обязательно освящается через кропление святой водой, как и сам храм при основании, при завершении строительства и постоянно в нарочитые дни и праздники года.

Так, в храме освящается святой водой все принадлежащее алтарю и служителям алтаря — престол, жертвенник, антиминс, служебные сосуды, кресты, Евангелия, одежды алтарные, облачения священнослужителей и т.д. Освящаются также все священные предметы — иконы, кресты, хоругви, ковчежцы, колокола и прочее.

Святая вода, по учению Церкви, обладает способностью исцеления больных. Например, преподобный Серафим Вырицкий приходившим к нему больным советовал принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час.

Как пользоваться святой водой?

Святую воду принято употреблять с молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Можно ли пить святую воду не натощак?

По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:

«Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».

То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя.

 Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в Крещенский сочельник?

Абсолютно никакого отличия нет! Вернемся во времена патриарха Московского Никона — он специально уточнял у Антиохийского патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой — дескать, тут вода сильнее. А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы.

Святая вода абсолютно одинакова в оба дня — и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.

Правда ли, что 19 января Господь освящает всю воду на земле?

Это предрассудок. Удел нецерковных СМИ и разных «кумушек». Он восходит к тому типу религиозности, который подразумевает нечто магически получаемое: действительно, зачем идти в церковь на службу, вдруг очередь придется за святой водой стоять? Зачем Богу молиться? Зачем стараться понять, в чем смысл праздника Крещения, зачем давать себе труд задуматься, какой смысл освящения святой воды, когда можно просто включить кран в ванной, и набрать ведро воды, и считать, что она святая?

Церковь не устанавливает никаких ограничений на использование водопроводной воды в Крещение (Богоявление). Но использовать принесенную из храма освященную на чине великого освящения Крещенскую воду, конечно, следует не для мытья и стирки, и не для принятия в ней ванн. 

Верно ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?

Это не так!

«Настольная книга священнослужителя», 1913 год: «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

На Крещение после богослужения священнослужители часто освящают близлежащие источники — озера, реки, пруды. Есть и благочестивый обычай окунаться в иордань — водоем, на котором совершен чин освящения, или прорубь. Главное при этом — не отнестись к купанию как к «церковно-спортивному подвигу»: кто-то, благоговейно перекрестившись, хоть и боится мороза, спускается в воду, стесняя себя ради Христа; кто-то, смеясь и куражась, прыгает в прорубь, и хорошо еще, если не матерится от восторга… Вряд ли эти картины требуют комментариев, как и привычка некоторых людей после омовения согреваться не только не молитвой, но и не полотенцем, а алкоголем.

Если православный человек имеет намерение последовать обычаю окунуться в иордань, не будет излишне взять на это благословение у священника. Но погружение в прорубь ни в коем случае не заменяет исповедь. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.

Бывает ли, что святая вода «не помогает»?

Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, — имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства. «Род лукавый и прелюбодейный, говорил Спаситель о своих неверующих современниках, ищет знамения; и знамение не дастся ему» (Мф. 12: 39).

Действительно ли вода всю неделю является крещенской?

Крещенская вода является таковой с момента своего освящения и год, и два и более, пока не иссякнут ее запасы дома. Взятая в храме в любой день, она никогда не теряет своей святости.

Может ли святая вода испортиться?

Воду надо набирать в чистые емкости, в которых вода не должна портиться. Не нужно набирать святую воду в бутыли если, они не очень чистые или в них раньше хранили что-то (тем более пиво или другой алкоголь).

Святитель Иоанн Златоуст писал, что святая вода имеет свойство сохранять свежесть в течение длительного времени.  При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Есть примеры, когда святая вода хранилась более тридцати лет.

В силу разных обстоятельств, хотя и весьма редко, бывает так, что вода приходит в состояние, не допускающее внутреннего употребления. В случае «зацветания» святой воды, по церковным канонам, она должна быть вылита в непопираемое место (в проточную реку или в лесу под дерево). Сосуд, в котором она хранилась, больше не следует пускать в бытовое употребление.

Можно ли употреблять некрещеным святую воду?

С одной стороны, можно, потому что какой же может быть вред человеку от того, что он попьет святой воды, или помажется маслицем, или употребит просфору? Но только нужно задумываться, с какой стороны это может быть ему полезно. Если это некоторое приближение человека к ограде церковной, то это добро и педагогически это будет подводить его к более существенному в нашей вере — к поклонению Богу в духе и истине. А если же таковые действия воспринимаются как своеобразного рода магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится к тому, чтобы воцерковиться, чтобы стать православным христианином, то такого рода сознание провоцировать не нужно.

Окропление святой водой жилья

Существует крестная сила как нечто ограждающее от зла. Мы что-то можем освятить в смысле «исполнить благодати», а что-то (скажем, туалет) мы кропим крещенской святой водой, чтобы там никакое зло не пряталось, а не для потребления там святыни. «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа окроплением воды сия священная в бегство да претворится всё лукавое, бесовское действо. Аминь!» Как и говорит Типикон, в этот день кропят крещенской водой весь дом «даже и под ноги» — там, где мы ходим, так что не смущайтесь, когда вода оказывается и на полу.

 Где хранить святую воду?

Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом. Воду святую хранят в особом сосуде (можно наклеить соответствующую надпись), чтобы домашние случайно не использовали эту святыню не по назначению.

Можно ли давать святую воду знакомым и родственникам, если они не смогли сходить за ней?

Можно, но будем помнить, что великое освящение совершается два дня подряд (18 и 19 января).

Можно ли давать святую воду животным?

Святая вода предназначена для тех, кто пьет ее с верой во Христа. Из молитв на освящение воды: «...соделай, чтобы она [вода] силою, действием и благодатию Пресвятого Духа, явилась для всех с верою пьющих ее, принимающих и окроплящихся ею рабов Твоих грехов прощением, освобождением от страстей, избавлением от всякого зла, умножением добродетелей, исцелением болезней...». В прежние времена было принято окроплять скотину от мора во время эпидемий.

Святая вода против пьянства

Из книги священника Константина Пархоменко: «Вспомнил курьезную историю про одного своего прихожанина — бывшего пьяницу. Встречаю его в храме с кучей пластиковых бутылок для воды. Улыбается: “Батюшка, я уже полгода не пью”. Я: “И как это вам удается?” — “Я выполняю, батюшка, ваш совет. Вы мне сказали, что если нет сил, как тянет выпить, надо помолиться и выпить святой воды. Вот я так и делаю. Захочется водки — я стаканчик святой воды. Еще захочется, я опять стаканчик или два. Так стаканов девять выпью — и у меня пропадает всякое желание пить водку”». В течение всего дня при желании употребить алкоголь, страждущему рекомендуется выпивать святой воды с молитвой.

Разрушаем мифы!

Наивными выглядят утверждения о том, что святая вода приобретает свои свойства благодаря ионам серебра от серебряного креста, который священник погружает в воду во время чина освящения воды. По этому поводу есть даже такой анекдот:
«Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги (как это бывало обычно до революции и практикуется сегодня), в месте, где ширина реки достигает километра, глубина – десяти метров, скорость течения – 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, — деревянный?»

Освящение воды в Таинстве Крещения вообще совершается просто рукой священника. И, тем не менее, эта вода имеет все свойства, которые должна иметь святая вода.