Только вера дарит человеку счастье

22 марта 2015

top.jpg23 октября 2014 года – во многом знаковая дата для истории Белорусского Экзархата. Знаковая, потому что в этот день Священным Синодом было принято решение об образовании Слуцкой епархии. 3 января 2015 года в Успенском соборе московского Кремля Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл рукоположил в епископа Слуцкого и Солигорского архимандрита Антония (Доронина), клирика Минской епархии. 6 января Митрополит Минский и Заславский Павел официально представил пастве Слуцкой епархии ее нового архипастыря. Прошло два с небольшим месяца. О том, какие изменения произошли в жизни православных верующих юга столичной области, подробно рассказывает сайт Слуцкой епархии. А вот о своем пути служения Богу и людям Владыка Антоний рассказал в эксклюзивном интервью газете «Шахцёр».

Владыка Антоний, прошло совсем немного времени со дня вашей хиротонии. Но вы уже успели побывать во многих храмах, относящихся к Слуцкой епархии. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. 

— Я посетил все благочиннические центры Слуцкой епархии. Их семь: Слуцк, Солигорск, Несвиж, Клецк, Копыль, Любань, Старые Дороги. Совершил Божественные литургии в городских и сельских храмах, познакомился с верующими, с местной администрацией. Для меня это не новая незнакомая земля и не далекие люди. Я вырос в Беларуси, здесь получил светское и духовное образование, окончил духовные школы. Приходы юга Минской области знаю еще со времен своего иподиаконства у митрополита Филарета. Всё это родное мне, только раньше здесь я бывал как гость, а теперь это моя епархия, моя паства, мои люди, мой народ.

Чувствую огромную ответственность за душу каждого человека, живущего здесь: и верующего, и того, кто пока ищет Господа. Храмы наполнены людьми, очень по-доброму меня тут принимают. Приходы живут своей жизнью, не только богослужебной, есть примеры по-настоящему сплоченных общин.

Я пришел не на пустое место: здесь многое устроено и поднято из руин моими великими предшественниками — митрополитом Филаретом и митрополитом Павлом. Лучшее из того, что уже есть, я должен, во-первых, сохранить, во-вторых — преумножить. А сами люди желают строить новые храмы, воспитывать своих детей на Евангелии. Это видно.

Какие задачи нужно в первую очередь решать духовенству и прихожанам вверенной вам епархии?

— Главная цель — сделать так, чтобы люди приходили в храм как в свой родной дом, в семью. Чтобы каждое воскресенье и праздник верующие ожидали с радостью и нетерпением, чтобы прийти в храм, где их ждут, где им рады, где они с Богом и рядом родные люди.

У нас по традиции принято священника называть отцом. Но я скажу, что священник должен это заслужить. Священник в ответе за приход, за атмосферу в храме. Священник должен восприниматься как близкий человек, к которому не страшно идти, который не смотрит свысока, но ждет, чтобы утешить, подсказать, помочь справиться с проблемами.

В большинстве приходов Слуцкой епархии это так. Но есть такие приходы, где нужно наводить порядок. Епископство — это, конечно, в том числе и власть. Но епископ призван пользоваться своей властью над священниками не чтобы унизить их или показать свое превосходство, а чтобы исправить недостатки, направить развитие приходской жизни в нужное русло.

Есть необходимость в строительстве новых храмов, особенно в кафедральных городах (Слуцке и Солигорске) и в районных центрах.

С большим вниманием нужно относиться к работе с детьми и молодежью, в нашей епархии - это первостепенная задача. Мы не должны потерять нашу молодежь, мы обязаны наполнить ее жизнь смыслом, предложить путь, подсказать ориентиры и ценности.

Ваше детство пришлось на непростое время развала СССР, юность — на лихие 90-е, которые вошли в историю своим беззаконием и потерей нравственных ориентиров. Кто и как поспособствовал вашему выбору пути служения Богу и людям?

— Нельзя осуждать время, в которое ты живешь. Я благодарю Господа за мое детство. Дело не во времени и прочих обстоятельствах — дело в нашем настроении, наших установках. Если у тебя мир в душе и ты постоянно с Богом, то ни время, ни люди не будут тебе помехой. В 90-е годы открывались храмы и воскресные школы при них. Это была эпоха особого духовного подъема. В храм я пришел благодаря воскресной школе, куда меня привели за руку родители. Тогда они не были религиозными людьми, но Бога не отрицали. Привели в школу, конечно, без мысли о том, что я останусь в Церкви навсегда. Скорее так, для общего развития…

Очень хорошо помню тот день, когда мой отец (сейчас уже покойный) привел меня в минский храм святой Марии Магдалины, и мы читали с ним на двери храма объявление о наборе в воскресную школу. Тогда отец купил мне Библию! Вот так всё и началось.

У меня была очень религиозная бабушка Агафия, Царство ей Небесное. Другая бабушка, Ирина, ныне здравствующая, постоянно в молитве, целый день читает и акафисты, и утренние и вечерние молитвы. Плохо видит, но всё читает практически наизусть.

Моя мама поначалу не совсем понимала мое рьяное увлечение Православием. Однажды я читал вечерние молитвы, и она отобрала у меня молитвослов, мол, нужно делом заниматься, а не фанатиком расти. А вот теперь она меня спрашивает: «Ты молитвы не забыл вычитать перед завтраком?» Мама стала глубоко верующим человеком, была старостой приходского совета, сейчас активная прихожанка, помогает строить храм в честь святителя Николая в Минском районе.

Так вся моя семья через скромную воскресную школу пришла к Церкви. У меня верующая сестра, три племянницы, которых бабушка обучила всем молитвам. Они и меня самого учат и послушанию, и смирению, и горячей вере в Бога.

Кого вы считаете своим духовным наставником?

— Моим первым духовным наставником был, да и сейчас остается, протоиерей Иоанн Хорошевич, настоятель Марии-Магдалинского храма Минска. Я учился у отца Иоанна в воскресной школе, потом он поручил мне пономарить в алтаре, еще позже дал рекомендацию на поступление в семинарию. Замечательный пастырь, истинный пример служения Церкви и людям. Моим главным и самым почитаемым наставником является митрополит Филарет. По благословению Владыки я поступал в семинарию, учился в академии, стажировался при образовательном центре Константинопольского Патриархата в Швейцарии. А потом я стал его иподиаконом. Это великий подвижник и святой человек. Он велик во всём, даже в самом малом.

Меня всегда удивляло ровное отношение митрополита Филарета к людям, какое бы положение в обществе они ни занимали. Владыка одинаково общался и общается и с первыми лицами в государстве, и со сторожами и уборщицами. Он никогда не проходит мимо человека, не спросив о его жизни, не поприветствовав.

Помню, как в одном из приходов одна бабушка брала у владыки благословение и просила поцеловать его руку. Он прикоснулся к ее мозолистым пальцам, на его глаза навернулись слезы, и он сказал: «Дорогая, это я должен целовать твои руки великой труженицы»...

Поражала всегда манера величественного служения митрополита Филарета как в городских, так и в сельских храмах. Бывало, приедем в деревню, где хор — две бабушки, несколько сгорбленных пожилых прихожан, батюшка немощный, в возрасте, — и владыка в обычной для него манере торжественного служения совершает молитву, не сокращая службу, не делая замечания хору, который практически читает, а не поет. Всё наполняется величием, молитвой и присутствием Господа. Все эти старички начинают оживать, распрямляются, чувствуя особую силу его молитвы, всё кругом преображается. Владыка своей службой мог сделать из деревенского храма кафедральный собор. Всё скромно, может быть, даже убого вокруг, но здесь присутствует Господь!

Почти все священники и епископы нашей Белорусской Церкви воспитаны митрополитом Филаретом, для каждого из нас он — Отец. Он открыл нам Православную Церковь такой, за которой нам хотелось идти.

К слову говоря, моя мама приобщилась к Церкви после богослужения, которое совершал митрополит. Это была Литургия в деревенском храме, и маму особенно впечатлил тот момент, когда владыка Филарет громко с народом пел Символ веры. Я помню, как после богослужения мама пришла домой и села за фортепиано, чтобы воспроизвести ноты услышанной молитвы. С того времени она не пропускает ни одного воскресного и праздничного богослужения.

Владыке Филарету исполняется в этом году 80 лет, и я ему низко кланяюсь за всё, что он сделал и делает для нашей Церкви и нашего народа. Пусть Господь продлит годы его благословенной жизни.

А что вы вкладываете в понятие «счастье»?

— Счастье — это когда человек не чувствует себя чужим и оставленным в этом мире. А это состояние возможно только когда человек нашел Бога. Многие жалуются на одиночество, живя в мегаполисе в полноценной семье. А подвижники, которые удалялись из городов в пустыни, никогда не чувствовали себя одинокими, потому что были с Богом.

Всё, чем может насладиться человек в этом мире, всё, что может принести ему счастье или радость, рано или поздно заканчивается или даже вызывает разочарование и пустоту. И только вера дарит человеку подлинное счастье и радость общения с Богом. Эту радость никто у нас отнять не может — ведь она не от мира сего, а от Творца мира.

Быть счастливым - значит знать, ради чего и для чего ты живешь и за что ты готов умереть. Святитель Николай Сербский говорил: «Никогда не говори, что человек счастлив, пока не увидишь, как он умирает». Действительно, как показывает нам опыт, на смертном одре вскрываются и все достоинства человеческие, и все недостатки. Верующие уходят из этого мира без сожаления, поскольку подлинное счастье начинается для них за гробом, при встрече с Богом. Человек без веры умирает в муках, потому что думает, что теряет всё, что для него было счастьем. Умирает без надежды. А это страшно.

Всегда ли тернист путь человека к храму и Богу? Чтобы понять главный смысл жизни, всегда ли должен человек пройти через испытания?

— У каждого человека свой путь к Богу, единственный и неповторимый. Каждый следует своим путем и несет свой крест. Господь всегда открыт человеку и ждет его обращения.

Говорят, Бога и человека разделяют десять шагов, и, чтобы преодолеть это расстояние, человек должен сделать только один шаг по направлению к Богу, все остальные девять шагов делает навстречу человеку Бог. Кто-то приходит к Богу через радость, кто-то — через скорбь, или через неистовое богоотрицание, или распутную жизнь, или пережитую катастрофу…

Каждая душа человеческая по природе христианка. Не нужно противиться — просто откройся перед Богом, призови Его имя, и Господь придет, и ты почувствуешь Его присутствие, и тебе не нужно будет никаких доказательств. Утверждение атеиста «Бога нет» не более разумно, чем утверждение дальтоника, что цвета нет. Один старец говорил: ты сначала умри, а потом утверждай, что Бога нет.

Владыка Антоний, а у вас бывает свободное время? Как вы его проводите?

— Времени, как известно, никогда не хватает. После моего рукоположения и назначения на Слуцкую кафедру время просто ускользает, жить для себя не получается. В полном смысле свободное время бывает, только когда ты за рулем или спишь. Всё остальное — это послушания и богослужения.

Митрополит Филарет всегда учил нас, что лучший отдых — перемена работы. Если всё-таки у меня выпадает свободная минута, то я сажусь за книгу, читаю прессу, знакомлюсь с новостями, прогуливаюсь, звоню близким.

Пользуетесь ли вы интернетом? Для вас всемирная паутина — это зло или дополнительная возможность?

— Интернет — наш помощник. Лично я им пользуюсь ежедневно, в том числе по работе.

В нравственном смысле интернет нейтрален. Как нож: без него не приготовишь пищи, но и убить им тоже можно. Главное — мотивация. Как говорит апостол Павел: Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6: 12). Всё зависит от человека, который сел за клавиатуру и монитор: что им движет, какого рода информацию он хочет получить...

Интернет служит хорошей площадкой для церковной миссии. Мы должны использовать все средства для проповеди слова Божия, и всемирную паутину тоже.

2015 — Год молодежи в нашей стране. С вашей точки зрения, чего сегодня не достает молодым людям?

— Работа с молодежью должна проводиться в каждом храме. В городских приходах должны обязательно существовать братства и сестричества. Молодежь должна объединяться вокруг храма.

Несколько лет я был духовником очень активного молодежного православного братства апостола Иоанна Богослова при Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска. Для меня большая радость, что в Солигорске при Рождество-Богородичном кафедральном соборе действует молодежное братство святых Петра и Февронии. Опыт этих верующих ребят мы постараемся транслировать во все городские приходы.

Если в храме нет молодых людей, это всегда настораживает! Я сразу начинаю задавать себе вопросы: всё ли мы сделали для того, чтобы к нам пришли молодые верующие?

Я призываю всех священнослужителей с особенным вниманием относиться к теме молодежного приходского служения. Мы не просто призваны собирать вокруг себя верующую молодежь — мы должны проповедовать тем, кто пока не воцерковлен. Молодой человек находится в поиске, он постоянно ищет то, чему себя можно посвятить, чем себя можно занять, и, как правило, встречает в жизни то, что не способствует его развитию и формированию как полноценной личности. А Церковь предлагает людям двухтысячелетний опыт своего служения, своей веры, надежды и любви. На истинах христианства воспитывались лучшие представители человечества. Множество шедевров мировой культуры было создано под вдохновением и по водительству опыта, полученного в Церкви. Этот колоссальный опыт, проверенный временем и сотнями поколений людей, предлагает нам Церковь и сегодня. Зачем искать для себя приключений, ошибаться и калечить свою жизнь? Приобщись к тому, чему учит Церковь, и ты станешь счастливым человеком.

— Сегодня нередко приходится сталкиваться с тем, что в храм некоторые люди ходят как в магазин счастья. Пришел, купил свечу, поставил - и всё, никаких проблем. Правильно ли это?

— Церковь — это не то место, куда стоит пару раз заглянуть. Это место, которым нужно жить. Ну, зайдите в хороший ресторан, постойте, посмотрите, а потом уйдите голодным... Какой в этом смысл?

Церковь — это семья, и мы сюда приходим как к себе домой, а не как в гости к соседям. Здесь мы встречаемся с Богом, и прежде всего это происходит в Святых Таинствах, в первую очередь в Таинстве Причастия.

Мы должны жить Церковью. Это будет полезно и нашей душе, и телу.

Что нужно сделать для того, чтобы крещеные люди становились воцерковленными? И стоит ли что-нибудь для этого делать вообще?

— Есть такая поговорка: многие бывают в церкви два раза в жизни — на собственном крещении и на погребении. Воцерковить человека, привести его ко Христу — это и есть миссия Церкви. Не просто, крестив, выбросить его за борт, в бушующее море повседневности, но вести его через всю жизнь до самой смерти.

У многих есть неудачный опыт, когда человек пришел в храм, а ему наделали замечаний: не туда пошел, не так одет, не так перекрестился, записку неправильно написал и так далее. Во второй раз, может быть, этот человек в храм и не придет. Он не сможет назвать Церковь своей семьей, потому что в семье тебя всегда ждут и с радостью встречают. А здесь встречают в штыки. Если так происходит в храме — это катастрофа! Если в церкви пришедшие люди не чувствуют любви, значит, этот приход идет неверным путем. Господь говорит: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13: 35). Вот главный критерий церковности!

Я буду с особым вниманием наблюдать за тем, как в наших храмах встречают людей, как с ними общаются, рады ли им. Церковь — это не здание, не стены, не иконы. Церковь — это мы с вами, это единое Тело Христово.

Ваши наставления читателям газеты «Шахцёр» в дни Великого поста.

— Половина Великого поста уже прошла. Верующие, которые начали поститься с Прощеного воскресенья, наверное, успели на данный момент сделать выводы о качестве своего поста. Быть может, выводы и не самые радужные. Поэтому прежде всего обращусь к тем, кто по тем или иным причинам «сорвался»: дорогие, не отчаивайтесь! Господь, как милостивый и любящий Отец, готов принять наше покаяние, лишь бы оно было искренним. Еще не поздно собраться с духом и продолжить — или начать — великопостный подвиг.

Вы обнаружили в себе слабость? Знаете, а ведь Христос явился на землю не для ангелов, а для слабых людей. Не для избранных, а для всех нас. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные <…>. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9: 12), — пусть эти слова Спасителя всегда будут нам источником надежды.

Да, пост чреват падением самооценки. Но это, повторяю, не должно быть поводом к унынию и пассивности. Осознав свои недостатки, будем просить Христа, чтобы Он восполнил их Своим совершенством, чтобы Он действительно стал Участником нашей жизни, Богом наших сердец, без Которого жить просто нельзя…

Хотел бы сказать, что не стоит воспринимать пост в таком примерно ключе: вот у нас есть обязанности перед семьей, вот государству мы что-то должны, начальство на работе чего-то требует, и вот Церковь тоже раздает ценные указания: того не делай, этого не ешь, на службы ходи… Пост — это время дополнительных возможностей для нас с вами. Митрополит Антоний Сурожский однажды признался: «Я очень мало встречаю людей, которые способны верить в себя по-хорошему и любить себя по-хорошему. По-хорошему — это значит любить себя и верить в себя не самоуверенно, не самолюбиво, как мы это делаем постоянно, а любить в себе то, что осталось от Божественного Образа». Великий пост нужен именно нам, чтобы Образ Божий, заложенный в нас, раскрылся и озарил мир светом. Церковь предлагает нам набор определенных условий, которые этому способствуют. В какой мере их принимать — это тема для индивидуальной беседы пастыря и прихожанина, духовника и духовного чада.

Продолжительные великопостные богослужения, конечно, являются для христианина в каком-то смысле жертвой, испытанием воли. Но, кроме этого, они очень красивы, и эту красоту надо увидеть и услышать. Скажем, если кто-то из наших православных читателей не был на чтении канона Андрея Критского или на выносе Креста вечером перед Крестопоклонной неделей — ну что же, жаль, это потеря. Не для Бога или Церкви, а для самого человека. Службы Великого поста — это дар Церкви нам. Так что следите за церковным календарем.

Разумеется, важная роль в ходе поста принадлежит пищевым ограничениям. Легкость в теле помогает усвоению духовных истин — это, я думаю, понимают все. Но Церковь не требует от своей паствы поститься так, чтобы отключился мозг и не было сил переставлять ноги. Не секрет, что у многих есть медицинские диагнозы, которые не очень согласуются с традиционным постным уставом. У кого-то особый режим работы, связанный с повышенной физической или интеллектуальной нагрузкой. А как поститься детям? Как поститься девочкам и девушкам, которые склонны сидеть на диетах и входят в группу риска по анорексии?.. Нюансов много. Их, пожалуйста, обсуждайте со священниками. Не за исповедью, а в формате беседы, диалога, разговора. Верно, кстати, и обратное: постарайтесь найти такого батюшку, с которым вы могли бы доверительно обсуждать подобные вещи. Здесь тоже нужна осмотрительность.

Дорогие братья и сестры, еще одно пожелание: не будем в этот период заглядывать в чужие тарелки и регулировать меру чужого поста. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14: 4), — говорит апостол Павел.

А вообще, во время Великого поста каждому из нас надо воспитывать в себе любовь. Все заповеди сводятся к двум: возлюбить Бога и возлюбить ближнего как самого себя. В Церкви всё говорит о любви, прямо или косвенно.

Из любви к нам Бог стал человеком, взошел на Крест — и воскрес, потому что любовь сильнее смерти. Это и есть главная пасхальная тайна, к восприятию которой нас готовит Великий пост.

Всем вам, братья и сестры, желаю достойно пройти путь поста, чтобы встретить Воскресшего Спасителя. Будем идти этой дорогой вместе!

Shahter.by