Делай что должен — и доверяй Богу

03 января 2016

top.jpgНакануне годовщины своей архиерейской хиротонии епископ Слуцкий и Солигорский Антоний ответил на вопросы журналистов районных СМИ. Публикуем полный сводный текст интервью.

Продолжать традицию

— Ваше Преосвященство, 3 января исполнится ровно год, как Святейший Патриарх Кирилл совершил Вашу архиерейскую хиротонию в Успенском соборе Кремля. Каким был этот год в Вашей жизни?

— Уходящий 2015 год для меня был наполнен радостью служения Церкви Христовой и пастве. Мне он запомнится как время познания церковно-приходской жизни во всем ее многообразии, проникновения в самые разные ее детали.

Слова «знакомство» я сейчас намеренно избегаю: у меня не было возможности «знакомиться», не спеша созерцая приходские дела. Я должен был действовать, принимать решения, отвечать на важные вопросы. Без помощи Божией это было бы невозможно.

Я отдавал и отдаю себе отчет в том, что мой долг — продолжать двухтысячелетнюю церковную традицию, не ставить никаких надуманных экспериментов, делать то, что делали мои предшественники. Главная миссия епископа — через молитву и богослужение собирать и объединять людей вокруг Христа, Его Тела и Крови, которых причащаются верные за Литургией. Главная программа Православной Церкви — привести человека ко спасающему его Христу. Вот это цели. Остальное — не более чем средства.

Мы привыкли воспринимать Церковь как организацию, но в первую очередь она является живым организмом. Церковь — это семья, Глава которой — Христос.

Рискну сказать, что я понял на опыте: приходами нельзя управлять только административным путем, нужно прежде всего позволить Духу Святому мистически устраивать Церковь. Делай что должен — и доверяй Богу. И теперь, подводя итоги года, я искренне говорю: Господь всегда был рядом.

— Вам пришлось создавать Слуцкую епархию. Что получилось сразу? Над чем пришлось потрудиться? И как дальше будет развиваться епархия?

— Не буду говорить, что устраивать епархиальную жизнь с чистого листа было просто. Когда я прибыл на место служения и посмотрел, сколько нужно сделать только в плане обустройства полноценной епархиальной жизни (создать епархиальное управление, подобрать и назначить ответственных священнослужителей на ключевые должности, рукоположить священников на вакантные приходы…) — то мороз шел по коже!

Но я постарался взять себя в руки и напомнил себе, как Христос сказал апостолам: отправляясь на проповедь, не думайте, что вам есть, ничего с собой не берите, всё Господь будет подавать[1]. Я подумал: а неужели апостолам было проще, чем мне, а как служили в тяжелейших условиях епископы в недавнем времени? Они не изобретали «стратегий» — они делали только то, что им заповедовал Спаситель: шли вперед, трудились, а всё остальное им подавалось Свыше.

Митрополит Антоний Сурожский (кстати, врач по светской профессии) говорил, что человек подобен перчатке на руке хирурга. Рука в данном случае — Христос. «Хирург надевает перчатки во время операции, такие тонкие, такие хрупкие, что ногтем прорвать можно; а вместе с этим потому именно, что они такие тонкие, такие хрупкие, умная рука в перчатке может чудо совершить. Если вместо этой перчатки надеть крепкую, толстую перчатку, ничего нельзя сделать, потому что от этой гибкости, от этой слабости зависит и свобода движения… Мы должны быть так же хрупки, так же отданы, так же свободны, как детская рука в материнской руке, как легкая перчатка на руке хирурга, как парус, способный охватить дыхание духа и понести судно, куда должно». Господь действует через твою решимость и одновременно смирение, тебе просто нужно Ему покориться, всего себя отдать в Его распоряжение, и Он будет всё созидать вокруг тебя.

Так что я не делаю ничего экстраординарного. Жизнь в Слуцкой епархии устраивается согласно общепринятой традиции Православной Церкви, мы руководствуемся установлениями Святейшего Патриарха, Патриаршего Экзарха, Священного Синода Московского Патриархата и Синода Белорусского Экзархата. Учреждено Слуцкое епархиальное управление, образованы епархиальная канцелярия, бухгалтерия, созданы отделы по работе с молодежью, благотворительности и социальному служению, по образованию и катехизации, миссионерский отдел, паломнический. Слава Богу, эта структура существует не только на бумаге, все отделы работают. Мы попытались охватить все сферы жизнедеятельности общества, в котором живем. Нет такой области человеческого бытия, где нет места Богу. Если какое-то направление жизнедеятельности посвятить Богу нельзя, значит, оно греховно.

Епархия будет развиваться дальше, осуществляя свою миссию через служение Богу и людям, творя дела милосердия и любви, воспитывая детей и молодежь, заботясь о тех, кто нуждается в нашей помощи. Мы будем делать только то, что приносит мир и любовь в человеческие сердца. Будем приближать людей ко Христу, готовить их к вечной жизни, помогать им избавиться от греховных зависимостей.

Для реализации этих задач нам нужно строить храмы. Храм — это частица Неба на земле, это место встречи человека с Богом. Вот почему храм должен быть красивым! Не зря абсолютное большинство памятников архитектуры — это храмы.

В городе Слуцке планируется возведение кафедрального собора в честь святителя Николая Чудотворца — если точнее, то восстановление главного слуцкого храма, взорванного в 1934 году. Запланировано также строительство духовно-просветительского молодежного епархиального центра.

Наша главная стройка — в Солигорске. Интенсивно продолжается строительство кафедрального собора Рождества Христова, который очень необходим молодому городу, большому и растущему. Хочу выразить сердечную признательность за неоценимую помощь открытому акционерному обществу «Беларуськалий» во главе с гендиректором Иваном Ивановичем Головатым. Благодарю председателя Солигорского райисполкома Александра Брониславовича Римашевского, руководство и персонал всех предприятий Солигорска и Солигорского района, всех наших шахтеров, всех тружеников за посильный вклад в исторически значимое строительство величественного собора.

Храм Рождества Христова станет архитектурной доминантой и украшением нашего родного Солигорска. Здесь будет проходить активная духовная, культурная, просветительская жизнь.

Уверен, что никого этот собор не оставит равнодушным. Это наше общее дело, наш подарок следующим поколениям.

Завершается строительство Вознесенского храма в Несвиже. Сугубо благодарю председателя Несвижского райисполкома Ивана Ивановича Крупко, руководителей предприятий и простых жителей Несвижа и Несвижского района за помощь в возведении несвижской святыни, за соработничество с Православной Церковью в деле воспитания подрастающего поколения, за участие в благотворительных и социальных акциях.

Интенсивно продолжается строительство Никольского храма в Старых Дорогах. Освящение обоих храмов запланировано на ближайшее время.

Выражаю искреннюю признательность руководству и сотрудникам Любанского, Клецкого, Слуцкого, Стародорожского, Копыльского райисполкомов, оказывающим поддержку инициативам Церкви в делах милосердия и социального служения, просвещения и культуры, храмостроительства, а также в других насущных вопросах.

Два раза посещал Слуцкую епархию и встречался с нашим духовенством Уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Павлович Гуляко. Встречи были очень содержательные. Наши священнослужители смогли получить ответы на множество вопросов из области права и государственной конфессиональной политики. Леонид Павлович — опытный администратор, мудрый и уравновешенный человек, я высоко ценю наше сотрудничество и взаимопонимание.

Если позволите, немного цифр. 5 новых приходов было в Слуцкой епархии за этот год зарегистрировано, 2 в процессе регистрации. Мне довелось освятить 4 новых храма, совершить 8 священнических и 5 диаконских рукоположений. Всего у нас сейчас в епархии 102 прихода (и 111 храмов), 73 священнослужителя (68 священников, 5 диаконов).

…Епископское призвание — служить Богу и людям, не жалея сил. Я стремлюсь в каждой конкретной ситуации делать всё, что могу. Объективно всё учесть и успеть нельзя — но то, что превышает человеческие возможности, делает Сам Господь. Я только Его слуга.

В храме все мы — одна семья

— За год Вам удалось побывать во всех епархиальных приходах? Чаще Вас всё устраивало или бывали моменты, когда в отдельных приходах нужно было что-то корректировать?

— Приходы я посетил практически все, но богослужения удалось совершить не везде. Требуется много времени, которого всегда не хватает.

Епископ является настоятелем всех приходов епархии. В определенных Священноначалием границах ему принадлежит полнота иерархической власти в делах вероучения, священнодействия и пастырства. Все  священнослужители, несущие послушание в епархии, являются помощниками епископа и делают по его благословению то, что не успевает сделать он.

Полнота власти — это и полнота ответственности, поэтому при посещении прихода епископу приходится обращать пристальное внимание на все аспекты жизни общины. На порядок в храме, на пение хора, на степень чистоты и благоустроенности прилегающей к храму территории. На количество прихожан, процент молодежи среди них, на число причастников. На наличие или отсутствие воскресной школы, на учебный процесс в ней. На отношение прихожан к священнику, на взаимоотношения с местной властью и с внешним миром в принципе. На преобладающее в приходе настроение, атмосферу…

В основном после посещения приходов складываются хорошие впечатления, но и без замечаний не обходится: епископ поставлен для того, чтобы блюсти церковный порядок. Главное при замечаниях — не унизить священника, а объяснить, что наша общая задача — сделать так, чтобы храм был примером для всех во всех отношениях.

Предела для совершенства, как известно, нет, поэтому всегда есть куда расти! Мое глубокое убеждение: ни один священник никогда не может и не должен быть удовлетворен своей работой на приходе. Если я говорю себе, что всё хорошо и ничего не нужно исправлять и улучшать, значит, жизнь в моем приходе замирает и начинается деградация.

— Архиерейские службы Вы совершаете не только в больших городах, таких как Солигорск и Слуцк, но и в сельских храмах. А где больше радуется Ваше сердце?

— Я с одинаковым радостным чувством посещаю и городские, и сельские храмы.

Каждый приход — это отдельная богатая история. История, подчеркиваю, не только самого храма, икон, утвари, — но прежде всего прихожан, тех, кто, собственно, и составляет Церковь, именуясь Телом Христовым. Храмы собирают под своими сводами людей разного возраста и статуса, но все мы — одна семья.

Архиерей посещает приход, чтобы научиться у людей их пламенной молитве, трудолюбию, терпению. Вере, надежде, любви.

Так что сердце радуется всегда, когда в храме, где бы он ни находился, я вижу верующих людей — самое дорогое, что у нас есть. Верующий народ — это паства Христова, которая приходит в храм, чтобы встретиться с Богом, и ты сам в этой таинственной встрече участвуешь. Это всегда трогательно и незабываемо. Всегда потом чувствуешь приток сил благодаря молитве прихожан. И они рады вместе помолиться, пообщаться, порадоваться.

— С какими просьбами чаще всего к Вам обращаются прихожане?

— С разными… На приходах верующие иногда просят поощрить их священника, хвалят своих батюшек. Бывает, я шутя говорю: у вас такой хороший батюшка, вы так его хвалите, а мне сейчас нужны хорошие священники, — можно его забрать с собой в город? Прихожане сразу меняют тон и иногда говорят: можем и покритиковать, чтобы не забрали!

Один святой сказал: хочешь причинить неприятность человеку —  похвали его. Мы должны понимать, что при чрезмерных похвалах человек может быть искушен тщеславием, так что всё должно быть в меру.

Часто просят оказать поддержку в скорейшем завершении храмостроительства или в его начале, предлагают совершить совместное паломничество, просят содействовать преподаванию основ православной культуры в школах.

В общем, вопросы есть всегда и на каждом приходе, а это говорит об активности наших верующих. Вопросы задают те, кто небезразличен.

На встречах в епархии приходится рассматривать непростые вопросы, касающиеся разрешения на отпевание самоубийц, снятия церковного благословения с расторгнутого брака, да и других болезненных тем. Всё это тоже под ответственность архиерея, конечно.

— Какие проблемные вопросы Вы ставите сегодня перед священнослужителями Слуцкой епархии? Над чем им нужно более серьезно работать?

— Задача для всех без исключения священнослужителей — сделать так, чтобы приход был дружной семьей, а храм — желанным местом для посещения. Мы не должны ограничиваться богослужением в храме или исполнением треб по просьбам верующих. Богослужение — это сердцевина жизни православного человека, но вера без дел мертва[2].

Я не должен довольствоваться, что хорошо мне, я должен делать, чтобы было хорошо и другим. Поэтому особое значение Церковь придает служению ближним.

Кто такие наши ближние?  Родственники, друзья? Не только. Наши ближние в Евангельском понимании — это люди нуждающиеся, оставленные без внимания и заботы. За рукой, которая протягивается к нам за помощью, стоит Сам Господь.

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой, говорит Спаситель[3]. И вот эту любовь к ближнему мы постоянно должны проявлять. Если не получается делом — значит, добрым словом, молитвой. За каждым приходом Слуцкой епархии сейчас закреплен объект социального значения: приют, детский дом, социальный центр, дом инвалидов…

Уникальное место в Церкви занимает молодежь. Для молодых людей предельно важно внимание и неравнодушие с нашей стороны.    

Мы — лично я и мои помощники — постоянно работаем над тем, чтобы сделать церковную жизнь для молодых людей привлекательной. Проводим походы, летние лагеря, паломнические поездки. Ребята с большой охотой посещают инвалидов, больных детей, организуют для них развлечения, собирают подарки.

Наша белорусская молодежь — замечательная. Она заслуживает и любви, и уважения.

Молодых легко критиковать, осуждать. Легко через запятую перечислять интернет-зависимость, спайсы, распущенность, то да сё. Но, знаете, я не думаю, что молодежь побежит каяться, наслушавшись откровений о том, какая она плохая.

Обличениями ты только потешишь свою гордыню, но реального человека на путь истинный не обратишь. Предложи ему сделать поступок, достойный сильной, ответственной личности. Помоги ему проявить свои лучшие душевные качества — и ты увидишь его совершенно другим. Вот это уже на порядок сложнее, чем сотрясать воздух критикой, но такие попытки мы предпринимаем, и они практически сразу же дают результат.

Зачастую именно через дела милосердия молодой человек приходит ко Христу и начинает любить Его Церковь, заповеди, богослужение. Мы в Слуцкой епархии начинаем работать с людьми вне храма, показывая им, как ведут себя верующие. Они присматриваются, потом постепенно присоединяются к благотворительным проектам, а потом открывают для себя вкус веры в Бога и красоту жизни со Христом.

— К примеру, многие солигорчане отмечают, что с образованием Слуцкой епархии православная жизнь в регионе получила словно второе дыхание. Достаточно открыть епархиальный сайт, чтобы увидеть в новостной ленте сообщения о многих событиях. Где-то провели беседу, а где-то благотворительную акцию. А ведь еще проводятся концерты, спортивные соревнования и туристические слеты. Вы, как архиерей, довольны тем, как идет эта работа? Или еще что-то нужно усовершенствовать?

— Я уже говорил, что никогда не буду доволен своей работой. Во- первых, это и не работа, а послушание Церкви. Во-вторых, всё, что у нас получается, — это прежде всего милость от Бога, а потом уже совместные усилия и труды священнослужителей и мирян.

Сайт тоже нельзя рассматривать как коллективный рапорт об успехах. Через сайт мы не занимаемся саморекламой, а просто говорим о том, что мы есть и мы стараемся сделать всё возможное, чтобы мир стал лучше, чтобы люди стали добрее, чтобы Церковь видели не только как храм или молитвенную комнату, но как большую и дружную семью.

Не нам судить о своих достижениях. Нужно думать о том, что у нас не получилось, почему не получилось и что нужно сделать, чтобы доброе намерение было воплощено.

Ну и кто ждет наград на земле, тот не дождется. Наша награда не здесь, а на небесах у Бога.

Евангелие от белорусского народа

— Ваше Преосвященство, после выполнения своих архиерейских обязанностей у Вас остается время на отдых? Как Вы его проводите? И был ли у Вас в этом году отпуск?

— Отдых — это перемена труда. Я боюсь праздности, нужно постоянно что-то побуждать себя сделать и не оставлять времени для искушений, которые любят приходить, когда мы расслаблены.

Если бывает минутка — прсматриваю новости, слушаю аудиолекции богословов, проповеди, читаю. Заставляю себя ежедневно делать часовые прогулки, чтобы держаться в тонусе. Нравится управлять автомобилем.  

Отпуском для меня стало паломничество на Святую Гору Афон. Там действительно духом отдыхаешь и на долгое время «заряжаешься».

— С родными встречаетесь? Какое блюдо к Вашему приезду готовит мама?

— Мои родные — это священнослужители и паства. Если по служебным поручениям приходится покидать пределы епархии, то сердце всегда не на месте. Думаешь: как там у нас в Слуцке, что в Солигорске, как приходы строящиеся?.. В этом мне видится незримая родственная связь, которая устанавливается между епископом и его паствой во время рукоположения.

Конечно, у меня есть близкие родственники: мама, сестра, бабушка и три племянницы. Все они живут на расстоянии от меня. В моей жизни это продолжается уже 17 лет: как поступил в семинарию — так и покинул родной дом. Потом, после принятия священного сана, хоть и служил рядом с домом, но бывал у родных редко. Моя главная связь с ними — это молитва. Плюс общение по телефону.

Отец мой умер, у него была онкология, это произошло еще в 2007 году. Умер воцерковленным христианином, исповедовавшись и причастившись. И для меня очень важно, что все мои родные — это глубоко верующие православные люди.

Мама, конечно, всегда чувствует, если у сына какие-то проблемы. Звонит, беспокоится. Сердце материнское не обманешь.

Понятно, что мама — лучший кулинар. Сложно даже говорить про ее «фирменные» блюда. Всё «фирменное», всё вкусно и полезно.

— В этом году Вы написали несколько больших статей, посвященных истории Слуцкой епархии. Например, о Старчицком монастыре и о слуцких архиереях. История — это Ваше увлечение?

— Историю я люблю со школы. В семинарии тоже работал с историческими сочинениями. Кандидатская диссертация у меня наполовину состоит из исторического материала.

Слуцк, Несвиж, Копыль — это места с очень ярким прошлым, причем именно конфессионально окрашенным. Изучать это всё, как говорится, Сам Бог велел.

Лучшие традиции белорусов связаны с христианской верой. Всякие времена переживала Церковь, но она никогда не была в стороне от народа. Она с ним страдала и радовалась, с ним шла на крест и воскресала. Веру на Белой Руси пытались заглушить, но это никому не под силу, потому что мы дети Христа Бога. Как говорят греки, вера — она словно гвоздь: чем больше бьешь молотком, тем глубже она входит в сознание человека.

История нашего края — это Евангелие от белорусского народа.

— Какие книги Вы бы посоветовали прочитать прихожанам епархии?

— Советовать не буду, просто скажу, что читаю сам. Это, разумеется, Евангелие, Послания апостолов, творения святителей Николая Сербского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника. Из современных авторов — проповеди Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, проповеди и богословские сочинения митрополита Илариона (Алфеева), проповеди протоирея Андрея Ткачёва.

— Несколько лет Вы проработали рядом с Почетным Патриаршим Экзархом всея Беларуси митрополитом Филаретом, пятидесятилетие служения которого недавно отмечалось в нашей стране. Чему Вы у него научились?

— Владыке Филарету я обязан всем.

Именно митрополит Филарет открыл для меня, тогда еще школьника, Православную Церковь такой, какой мне захотелось ее полюбить. Благодаря ему я сделал решающий выбор в своей жизни и переступил порог семинарии. По его благословению я поступал в академию, учился в Швейцарии, в Москве. Больше скажу: владыка всегда заставлял меня учиться. Диссертацию по богословию я писать не хотел, думал: я не ученый, преподавать не собираюсь, зачем бумагу портить. Как сейчас помню: митрополит об этом узнал, вызвал меня в кабинет. В его руке был… посох.

Без всяких комментариев владыка сказал: «Дионисий, чтобы через год твоя диссертация лежала на этом столе. Ты понял?»

Я обомлел и не посмел оправдываться и задавать вопросы. Диссертация в указанный владыкой срок была готова.

Думаю: ну всё, благословение выполнил. А тут приходит приглашение к обучению из Москвы, из Общецерковной аспирантуры. Владыка меня вызывает и говорит: «Тебе нужно учиться». Я расстроился, начинаю возражать: «Владыка, может, уже достаточно…» Но митрополит был непреклонен. И, конечно, сейчас я всё это вспоминаю как свои глупые выходки и сердечно благодарю владыку за его настойчивость.

Вообще митрополит Филарет очень любил многих студентов белорусских духовных школ направлять на обучение в зарубежные вузы. Благодаря этому мы учили иностранные языки, знакомились с мировой культурой, расширяли кругозор.

В семинарии владыка еженедельно читал лекции по Новому Завету. К нашим немощам он был снисходителен, никогда не повышал голос, всё делал благородно, размеренно. Каждый из студентов пытался подражать владыке, он всех нас завораживал своим трепетным отношением к Церкви и людям.

Кто мы тогда были — мальчишки  в коротких штанишках! А он нас всех называл на «вы», внимательно слушал и отвечал на наши иногда наивные юношеские вопросы. И часто говорил, что благодарит нас за выбор в пользу семинарии. «Вы нам нужны, вы наше будущее, вам мы передадим нашу Церковь…» Можно сказать, что он носил нас на руках, как своих родных детей.

Господь сподобил меня быть иподиаконом и личным секретарем владыки, я сопровождал митрополита в различных поездках и командировках. Мир я познал тоже благодаря ему.

Стоит отдельно упомянуть, что, когда я пришел в Минское епархиальное управление в 2007 году, меня принял секретарь МЕУ протоиерей Николай Коржич. Именно он рекомендовал меня к назначению на послушание референта епархии и представил в качестве кандидата митрополиту Филарету. Под началом отца Николая я знакомился с ведением делопроизводства,  официальной переписки, организацией церковно-общественных мероприятий и другими сторонами работы канцелярии и протокола епархии. Это человек высокого профессионализма и замечательных личных духовных качеств. 

Золотым правилом митрополита Филарета являются слова: «Иногда лучше пренебречь правилом, чем сломать человека». Его отношение к людям всегда было таким чутким, тонким, искренним и снисходительным! Оно и сейчас такое.

Низкий поклон владыке Филарету за всё, доброго здравия, пусть он как можно дольше будет с нами!

Для меня большая радость — то, что продолжателем великих дел митрополита Филарета стал митрополит Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Это очень энергичный и образованный иерарх, имеющий колоссальный опыт служения в различных странах и городах мира, в условиях разных культур и менталитетов. Слава Богу, что и теперь у кормила Белорусской Православной Церкви Экзарх, который со всем богатством своего опыта уверенно ведет наш церковный корабль вперед, преодолевая все трудности и испытания, утверждая Православие в нашем Отечестве, заботясь обо всех сторонах церковной жизни.

Именно митрополиту Павлу принадлежит инициатива по разукрупнению православных епархий в Беларуси. В Минской области теперь 4 епархии, 4 епископа совершают Литургии в праздничные и воскресные дни практически одновременно! Это, безусловно, укрепляет нашу Церковь: мы смело можем сказать, что теперь в 4 раза больше стало сил и возможностей для работы с нашими верующими, с молодежью, для добрых дел. Всё это имеет самое благотворное значение и для Православной Церкви, и, уверен, для белорусского общества.

Я благодарен Его Высокопреосвященству митрополиту Павлу за доверие, которое он оказал мне, рекомендовав меня к рукоположению в епископский сан. Сейчас я постоянно чувствую поддержку владыки Экзарха — и молитвенную, и отеческую. Все мы искренне молимся за владыку Павла и просим у Господа для него доброго здравия и мудрости в управлении Экзархатом: это очень непростой крест, но по молитвам всей Церкви эта тяжесть становится легче.

[1] См. Мф. 10: 9-10, Мк. 6: 8-9, Лк. 10: 1-4.

[2] См. Иак. 2: 26.

[3] См. Ин. 13: 35.