«Для всех я сделался всем…»

20 мая 2020

top.jpgЕпископ Слуцкий и Солигорский Антоний делится крупицами своего общения с Митрополитом Филаретом (Вахромеевым), ныне Почетным Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

Опыт моего общения с Митрополитом Филаретом насчитывает 22 года — со времени моего поступления в Минскую духовную семинарию в 1998 году и до сего дня.

Каждый молодой человек, избравший путь служения Церкви и оказавшийся Промыслом Божиим на жизненном пути Владыки Филарета, сразу же становился его учеником. Для многих из нас, абитуриентов от Минской епархии, это ученичество начиналось на личном собеседовании с Владыкой при получении благословения на поступление в семинарию. Владыка всегда расспрашивал, знакомился, пытался проверить общий уровень знаний человека. Так, одного такого абитуриента Владыка спросил: «Память какого святого празднует сегодня Православная Церковь?» А в ответ тишина. «Купи церковный календарь и каждый день смотри». Так Митрополит Филарет становился нашим наставником.

С момента второго возрождения Минской духовной семинарии в 1989 году и вплоть до 2002/2003 учебного года Владыка Филарет являлся ее штатным профессором. Он преподавал Священное Писание Нового Завета (послания святого апостола Павла) и историю Русской Православной Церкви (новейший период). Это было особенное время, уникальное, ни с чем не сравнимое. Те удивительные лекции, а вернее — встречи с удивительным человеком, невозможно забыть. О них хочется вспоминать постоянно.

Преподавание Священного Писания Нового Завета, посланий святого апостола Павла очень сильно вдохновляло самого преподавателя — нашего дорогого Владыку. Сегодня в распоряжении как студентов, так и преподавателей огромный объем экзегетической литературы на любой вкус, самого разного уровня сложности. А в первые годы жизни семинарии основой образовательного процесса были машинописные конспекты преподавателей Московской и Ленинградской духовных академий, составленные в 1960-1970-е годы. Сгоряча, быть может, хочется дать этим смиренным пособиям уничижительную оценку. Но Владыка никогда не начинал с осуждения пусть скромных, но искренних трудов своих предшественников. И потому те «серенькие» (по цвету обложки) конспекты всегда лежали и у него на столе, и у нас.

Основой лекции для Владыки всегда был священный текст. Уже от того, КАК он его читал, многое становилось понятным. Зная, как читает Митрополит Филарет Священное Писание за богослужением, мы осознавали, что лекция по Новому Завету для него — это продолжение богослужения, одна из его форм. На лекции Владыка всегда мог остановиться, пояснить, растолковать, привести жизненный пример, являющийся исполнением Слова Божия. И вот нередко эти пояснения были настолько яркими, вдохновляющими, в прямом смысле этого слова зажигающими огонь Духа в наших сердцах, что они ничем не уступали проповеди и действительно были продолжением богослужения. После такой лекции хотелось бежать в храм, молиться, каяться, стараться не растерять этот огонь, который так старательно зажигал в наших сердцах дорогой Владыка.

Не менее впечатляющим было и преподавание Митрополитом Филаретом истории Русской Церкви в ХХ веке. Сегодня по этому периоду издано и издается столько литературы, что даже преподаватели не в состоянии за ней уследить. Но тогда было не так. Только здесь Владыке уже не нужен был конспект. Ведь он сам прекрасно знал события первой половины ХХ века — от своих родителей и наставников, а дальше сам был непосредственным и активным участником истории Русской Православной Церкви во второй половине ХХ века, сам был ее соавтором. И потому он не преподавал, не читал лекции, он от чистого сердца рассказывал о том, чему сам был свидетелем или о чём слышал от свидетелей тех событий. Только сейчас мы понимаем всю уникальность и исключительность той ситуации.

В большинстве современных книг, посвященных новейшей истории нашей Церкви, невольно замечаешь некоторую отстраненность авторов от описываемых событий. Так принято в современном научном мире, но не так было у священных писателей исторических книг Библии, не так — у святых историков Церкви. Не так было и в повествовании Владыки Филарета. Для него это всегда была история родной Матери — Церкви Православной, от которой он никак не мог отстраниться, не мог говорить о ней, о ее архипастырях, пастырях, верных с какой-то холодной рассудительностью. Это всегда было слово, наполненное любовью, будь то любовью печальной о бедах и скорбях Церкви, или же любовью радующейся о возрождении и прославлении Церкви. Вместе со знанием о прошлом нашей Церкви Владыка передавал нам любовь к Церкви как Телу Христову, показывая тем самым, в чем состоит главная квалификация историка Церкви — будь он архиерей, приходской священник или мирянин.

Однако преподаванием этих двух предметов совсем не ограничивалось педагогическое служение Митрополита Филарета. Каждое его движение, взгляд, жест, поступок говорили и учили не меньше, чем его слова. Он весь источал внимание, доверие, открытость и расположенность к каждому студенту. Вот лишь одна история, показывающая уровень всех этих чувств к каждому без исключения. Однажды, придя на первый урок, после молитвы сев за преподавательский стол, Владыка обнаружил, что забыл очки. Что делать? Не медля ни секунды, Владыка обращается к студенту, сидящему напротив него за первой партой: «Пойди в мои покои. В моем кабинете, на столе, лежит футляр с очками. Возьми и принеси». Ни одного лишнего слова, ни одного лишнего чувства, ни грамма сомнения, что этот студент что-нибудь сделает не так, не справится. Это не просто доверие, это вера в человека — вдохновляющая, окрыляющая, без тени сомнения являющая, что для этого архиерея Божия каждый человек — его брат во Христе.

В другой раз лекция, которая обычно была по понедельникам, пришлась на время Великого поста. После молитвы, когда все сели на свои места, Владыка, немного помедлив, начал с личного: «Вчера был на приеме у грузинского посла. Угощали шашлыками. И я тоже ел. Расстались друзьями». Что это? Это благородная вера педагога в то, что его ученики всё правильно поймут, сами сделают нужные выводы, без лишних слов научатся мудрой рассудительности, сами поймут, что это и есть прочтение жизнью слов святого апостола Павла: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:22).

Митрополит Филарет щедро делился с Минскими духовными школами, с преподавателями и студентами всем, что было у него. Это были, в первую очередь, книги. Книги из личной, десятилетиями собиравшейся библиотеки Владыки. Убедительное слово и доброе обаяние Митрополита вдохновляли и других людей жертвовать свои личные книги. Так влились в фонд  библиотеки Минской духовной семинарии личные библиотеки протоиерея Кирилла Фотиева, академика М.Н. Никольского и других.

Нередко друзья и гости Владыки становились друзьями и гостями Минских духовных школ и Жировичской обители. Это были предстоятели и представители Поместных Православных Церквей и инославных конфессий, руководители государства, дипломаты, предприниматели. Владыка всегда старался дать возможность гостям пообщаться со студентами, никогда не опасаясь, что они в чём-то подведут своего учителя.

Владыка верил в наши школы, он щедро любил их и всё делал для их роста. Этот рост он, в первую очередь, видел в людях. Вкладывая всё что мог в духовные школы Беларуси, он всегда высоко ценил зарубежный опыт богословского образования. Следуя призыву Митрополита Филарета, десятки выпускников Минской духовной семинарии отправились в лучшие духовно-образовательные центры России, Греции, Германии, Франции, Швейцарии, Италии для продолжения обучения и затем, возвращаясь дипломированными специалистами, входили в профессорско-преподавательскую корпорацию Минских духовных школ. Каждый такой выпускник или студент принимал напутственное благословение Владыки и особенно чувствовал в себе ответственность перед учителем. Это был урок, который задавал он, и в практическом применении которого не было никаких сомнений.

Наконец, когда вчерашний студент становился молодым преподавателем, он по-прежнему оставался учеником Митрополита Филарета, с любовью и почтением присматриваясь к образу действия Владыки в среде администрации и преподавателей духовных школ. В этом непростом деле Владыка исповедовал непреложный принцип: духовная школа сможет принести плоды только тогда, если в ее администрации будет единство. «РИС! — любил повторять он. — Ректор, инспектор, секретарь». Сколько трудов положил он, чтобы создать и упрочить это единение! Можно сказать, что это маленькое рисовое зернышко всегда пребывало в благодатной почве его любви, внимания, заботы. Он действовал, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими (1 Фес. 2:7). И здесь невольно его поступки были жизненным прочтением слов святого апостола Павла.

И сегодня Митрополит Филарет является наставником для окружающих его людей. Становясь свидетелями его молитвенной сосредоточенности, его предстояния пред Богом, люди задумываются о самом главном — о том, что лучше всего выразил словами блаженный Августин: Господь создал нас для Себя, и не знает покоя сердце человеческое, пока не успокоится во Христе.

архив

ПнВтСрЧтПтСбВс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31