Святейший Патриарх Кирилл освятил поклонный крест на месте основания Алтайской духовной миссии

20 сентября 2015

top.jpg20 сентября 2015 года в центре города Горно-Алтайск Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения поклонного креста на месте основания Алтайской духовной миссии в центре Горно-Алтайска.

На богослужении присутствовали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат, а также глава Республики Алтай А.В. Бердников, председатель Государственного Собрания — Эл Курултая Республики Алтай И.И. Белеков, мэр г. Горно-Алтайска В.А. Облогин.

Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом:

«Хотел бы всех нас поздравить с этим замечательным событием — освящением креста на историческом месте, где ровно 185 лет тому назад был крещен первый алтаец. Это, конечно, было чудесное событие, открывшее новую эпоху в жизни алтайского народа и Русской Православной Церкви. Чудеса иногда нас сопровождают и в повседневной жизни. Мы только не всегда умеем видеть эти чудеса.

Я вам расскажу об удивительном совпадении. Когда мы планировали это путешествие по нашему крайнему северу и Сибири, нам было хорошо известно, что в этом году отмечается 185-летие крещения первого алтайца и основания православной духовной миссии на Алтае, но при планировании поездки никто не учел, что именно в этот день будет ровно 185 лет этому событию... Но именно сегодня в Горно-Алтайске мы совершаем богослужение и освящаем этот крест. Так Господь восполняет наше беспамятство и наши человеческие слабости Своей силой и Своей благодатью. И замечательное совпадение этих событий, день в день, является для меня основанием для особых духовных переживаний, светлых и радостных.

Хотел бы всех вас поздравить с этим замечательным днем. В свое время на сем месте была основана Алтайская миссия, и пусть отныне она развивается с удвоенной, утроенной силой для того, чтобы возрастала духовная жизнь народа, а вместе с этой духовной жизнью — и внутренняя сила людей. Хорошо известно, что материальными факторами не обеспечивается жизненный успех и победа. Мы хорошо знаем это из истории нашего Отечества и из истории войн, знаем, что духовная сила всегда играет первенствующую роль и в личных успехах человека, и в успехах государства и народа. И мы молимся о том, чтобы не оскудевала эта внутренняя духовная сила нашего многонационального народа, чтобы мы восходили, как говорили наши предки, от силы к силе, таким образом меняя жизнь людей, чтобы она становилась более мирной, спокойной, радостной и процветающей». 

Надпись на памятном знаке, установленном рядом с поклонным крестом, гласит: «На сем месте 7/20 сентября 1830-го преподобный архимандрит Макарий (Глухарев) крестил первого алтайца Элеску, назвав его во Святом Крещении Иоанном. От этого события ведется начало истории Алтайской духовной миссии».

***

Алтайская духовная миссия основана в 1830 г. выдающимся миссионером прп. Макарием (Глухаревым). Менее чем за столетие (1830-1920) трудами миссионеров из язычества в Православие было обращено более половины коренного населения Горного Алтая и Горной Шории.

7 (20) сентября 1830 г. прп. Макарий крестил в Улале молодого алтайца Элеску, которого как первенца миссии назвал Иоанном. Этот день алтайские миссионеры считали днем рождения миссии.

Изучив диалекты жителей Горного Алтая, архимандрит Макарий создал алтайскую азбуку, сделал первые переводы на наречия алтайцев и т.о. положил начало их письменности, которая была создана им на основе кириллицы, а алтайский литературный язык сформировался на основе телеутского наречия с обогащением его за счет наречий др. народностей Горного Алтая. Огромную помощь в переводах прп. Макарию оказал обращенный им в Православие юноша-телеут М. Чевалков, ставший впоследствии первым священником из алтайцев и известным алтайским писателем.

За время своего пребывания на Алтае архимандрит Макарий перевел для алтайцев почти все Евангелие, избранные места из Деяний апостолов, Первое послание ап. Иоанна Богослова, многие псалмы, историю прав. Иосифа и другие избранные места из книг Ветхого Завета, краткий катехизис, 10 заповедей с изъяснением, составил краткую Священную историю и вопросы на исповеди.

За 13 лет и 8 месяцев руководства миссией прп. Макарием были крещены 675 взрослых алтайцев и более 700 детей. Оглашенных евангельской проповедью о. Макарий допускал ко Крещению с большой осторожностью и никогда не гнался за числом новокрещеных. Он сначала узнавал о поведении желающих принять Крещение, учил послушанию будущим восприемникам, требовал знания основ православного вероучения и кратких молитв и тогда решался крестить оглашаемого. К 1844 г. в миссии насчитывалось 15 сотрудников, 3 церкви, 3 стана, 2 школы, 4 селения для новокрещеных алтайцев.

Преемником прп. Макария в руководстве миссией стал его ближайший помощник — протоиерей Стефан Ландышев (1844-1865). При о. Стефане заметно увеличился штат миссии. В 1858 г. в ней трудилось уже 18 священников, 12 монахов и 4 псаломщика. За 21 год управления миссией прот. Стефаном Крещение приняли ок. 3150 чел., были открыты 2 новых миссионерских стана, в 6 алтайских поселениях были устроены церкви и молитвенные дома, в Мыютинском, Макарьевском, Черноануйском, Кузедеевском, Урсульском, Чемальском и Кебезенском станах открыты миссионерские школы. Трудами о. Стефана было положено начало устроению на Алтае миссионерских монастырей. В 1863 г. учреждена Улалинская женская община новокрещеных, обращенная в 1881 г. в Улалинский во имя свт. Николая женский монастырь, 15 февраля 1864 г. в с. Чулышман на Телецком оз. была учреждена община, в 1879 г. преобразованная в Чулышманский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. Позднее при обоих монастырях и при Чемальской женской общине (учреждена в 1911 г.) были созданы приюты для детей-сирот. В 1863 г. протоиерей Стефан получил разрешение готовить новокрещеных для церковнослужения, и т.о. для алтайцев и шорцев открылась возможность вступления в духовное сословие.

К 1865 г. была переведена и напечатана на алтайском языке Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста, было получено разрешение Синода совершать богослужение на алтайском языке.

24 ноября 1865 г. Святейший Синод назначил нового начальника миссии — архимандрита Владимира (Петрова).

В 1880 г. архимандрит Владимир был хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии, с сохранением управления Алтайской миссией. В дальнейшем Бийскими архиереями, являвшимися также начальниками миссии, становились лица, прошедшие миссионерскую школу в миссии. За время управления миссией еп. Владимиром (1865-1883) в христианство из язычества, ислама и старообрядчества было обращено 6679 чел., построено 28 церквей и молитвенных домов, основано 19 новокрещенских селений, устроено для миссии 30 новых зданий.

Преемником еп. Владимира на посту начальника миссии стал епископ Бийский свт. Макарий (Невский; 1883-1891) — «второй Макарий», как звали его новокрещеные алтайцы. Он поступил в миссию в 1855 г. по окончании Тобольской духовной семинарии, трудился в миссии 36 лет и прошел все ступени миссионерского служения от катехизатора и учителя миссионерской школы до начальника миссии. После перевода на Томскую (1891), а затем на Московскую (1912) кафедры свт. Макарий не оставлял попечения о миссии и был ее духовным руководителем. Епископу Макарию принадлежит особая заслуга в создании большого числа миссионерских школ и в деле издания книг на алтайском языке.

22 августа 1920 г. свт. Макарию по предложению Святейшего Патриарха Тихона пожизненно был присвоен титул митрополита Алтайского.

После свт. Макария Алтайской миссией руководили Бийские епископы Владимир (Сеньковский; 1891-1893), Мефодий (Герасимов; 1894-1898), Сергий (Петров; 1899-1901), Макарий (Павлов; 1901-1905), Иннокентий (Соколов; 1905-1924). В это время трудились выдающиеся миссионеры-подвижники протоиереи Арсений Ивановский, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и др. С 1904 г. миссия вынуждена была противостоять распространению бурханизма — алтайской формы ламаизма, претендовавшего на роль национальной религии алтайцев.

К 1917 г. Алтайская духовная миссия имела 31 миссионерское отделение, обнимавшее 434 селения с числом крещеных алтайцев и шорцев 46729 чел. В состав миссии входили 3 миссионерских монастыря: Николаевский Улалинский женский, Благовещенский Чулышманский мужской, Бийский Тихвинский женский (учрежден как община в 1897, с 1900 — монастырь) и 2 миссионерские иноческие общины: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Чемале и Матурская в честь Иверской иконы Божией Матери (учреждена в 1913). К этому же времени в 84 школах обучалось 3297 чел. (2071 мальчик и 1226 девочек, из них детей коренных жителей — 971 мальчик и 363 девочки).

Летом 1917 г. распоряжением Временного правительства школы были отобраны у миссии, после этого большинство школ прекратило свое существование, т.к. новая власть не смогла обеспечить их содержание. С установлением в 1920 г. на Алтае советской власти централизованное управление Алтайской миссией было нарушено, в 20-30-х гг. XX в. все миссионерские станы, монастыри, часовни и другие учреждения были закрыты.

Возрождение миссионерской деятельности среди алтайцев и шорцев началось в кон. 80-х гг. XX в. — в период празднования Тысячелетия Крещения Руси. С этого времени стали открываться православные приходы в городах и селениях, где прежде были центры отделений или станы Алтайской миссии.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси